Введение в проектную работу для старшешкольников
31 декабря- мой, конечно же, любимый день в году.
И 1 января, и все последующие дни Новогодних Каникул мне тоже нравятся, но любимый- только один.
В обычные дни не всегда все идет так, как запланировано. По правде говоря- вообще редко что идет так, как надо.
Не то 31 Декабря!
В этот день в школу идти не нужно, репетиторы тихо спят в своих дворцах, да и домашки на январь не так уж и много.
Обычно к трем часам дня я уже полностью свободен от школьных дел, и могу, наконец-то, начать готовиться к отдыху.
Первым делом, я, конечно, открываю ноутбук, и в нем специальную, игровую версию браузера Опера.
Ноутбук у меня под завязку забит разным скарбом, но красную иконку запускаемого раз в год Игрового браузера
я найду и с закрытыми глазами- вон она, в правом верхнем углу!
Потом- как же без этого! — я ставлю рядом с собой две-три чашки кофе с молоком (в каждой одна ложка сахару),
сажусь поудобнее за стол, надеваю наушники, и часов на пять погружаюсь в Игру)
По чесноку, не каждый год удается так поиграть, но все же я стараюсь не сильно отставать, слежу за новинками.
В этом году открыл для себя Майнкрафт- и правда, не игра, а пушка-песня!
Часов в восемь вечера я встаю, бегу в душ, дарю родным подарки, программирую мессенджеры и электронную почту
на отправку поздравлений всем, кто их заслуживает, и вот, наконец, оно- главное блюдо!
В 21:00 я заваливаюсь спать, и сплю беспробудно два дня, до вечера второго января, а если повезет,
то и до вечера третьего, добирая хоть в малой степени сотни часов полученного за год недосыпа.
В этом году план был именно такой….
Но уже утром 2 января меня разбудил папа, который поздравил меня с новым годом, и сказал только одно слово: ПРОЕКТЫ!
Итак, Проекты.
Каждый старшешкольник в России должен теперь делать проекты.
Индивидуальный- один или два, и Групповой.
Если почитать сайты разных педагогических объединений, то про Проекты можно понять следующее (далее безудержный официоз):
1. Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Выполняя проект вы можете показать свои знания и умения, полученные на занятиях по технологии и другим предметам.
2. Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своём развитии.
3. Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей.
4. Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов.
Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:
Продуктовыми — создание каких-то материальных или нематериальных продуктов, таких как:
приобретение новых знаний, которые ученик обобщил в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
Образовательными — это уже упомянутые гибкие и жёсткие навыки (soft skills и hard skills),
развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.
5. Старшеклассникам проекты дают возможность углубиться в выбранную область и создать свой продукт. При этом школьникам нужно взаимодействовать с внешним миром: получить финансирование, провести мероприятие для всей школы, представить результаты проекта на конференции. Проектная деятельность учит ребят работать с проблемами — даже большие проблемы важно уметь решать последовательно и эффективно.
Понятно, что все это лишь теория.
Составители всех этих программ закончили школу в лучшем случае в 2000-е, а скорее, в 1990-е, никаких Проектов у них , понятно, не было,
и сами они о проектах имеют лишь теоретические знания.
Как происходи на самом деле?
Ну, ученые считают, что вот так:
Автор считает, что существующая в массовой школьной практике практика неадекватна задаче, на решение которой ориентирован метод проектов — развитие мышления учащихся.
Принятое в школьной практике проектирование заменяется написанием рефератов «на тему», т.е. псевдопроектированием
Я полностью согласен с данной статьей, просто мои слова:)
В обычной жизни, как я писал в статье про Хешнод, у меня нет времени даже на поесть.
Встаю в Школу в 6:00,дома в 18-19, домашка до 24:00 и сон на скорую руку.
Понимающие распорядок дня обычного нормального старшешкольника чиновники из Министерства образования России отвели на проект 1 час в неделю (чтобы старшешкольника не перегружать- трогательная заботливость).
Учебных недель в году — 35 или 37, но проекты, вопреки расписанию, начинаются не с первой недели.
Можно ли за (условные) 36 часов сделать нормальный проект?
Ну, разумеется, абсолютно нет.
По моим прикидкам, если делать более-менее качественно, нужно часов сто, а если вы планируете пойти с проектом выше вашей школы, сделать его не «на отвали», и не на троечку, а попробовать пройти в призеры или победители какого-нибудь Конкурса Проектов или очередной Олимпиады- нужно часов 200, не меньше.
И чиновники, понимая все это, прописали в программах, что время на проект старшешкольник должен найти во внеурочное время.
Четко. Круто. Мудро.
Только где его найти, это время?!
Чтобы немного рассказать младшешкольникам и всем, кто читает эту статью о качественных ,с моей точки зрения, проектах, приведу несколько заголовков таких работ.
Это проекты победителей различных Олимпиад и Конкурсов:
1. Синтез и свойства модифицированных аминоформальдегидных полимеров (подробнее, стр.189)
2. Синтез замещенных пирролидонов и изоиндолинов на основе взаимодействия донорно-акцепторных циклопропанов с анилинами/бензиламинами (тут)
Ну и, наконец, мое любимое:
3. Реконструкция внешности человека по костным останкам в домашних условиях (отсюда)
4. Получение мутантного белка NFL с единичной аминокислотной заменой A149V, обнаруженной у пациентов с болезнью Шарко-Мари-Тута (отсюда)
Вообще, я белой завистью завидую ребятам, которые учатся в таких крутых школах.
Моя школа в прошлом году вошла в список 70-и лучших школ Москвы- но на моем этаже, и даже в моем корпусе нет биолаборатории, у меня нет допуска к пациентам с болезнью Шарко-Мари-Тута, и , к сожалению, мне негде взять костные останки людей, что бы притащить их домой для реконструкции внешности покойников.
Да и домашние, боюсь- не сильно бы обрадовались.
Папа , посмотрев эти работы, сказал, что и в институте редко видел подобный уровень курсовых, и даже дипломы часто не дотягивали до вышеуказанных работ старшешкольников.
Конечно, сказал Папа (он скептик), есть некоторые сомнения, писали ли ребята сами такие работы, или на них работали (круглосуточно) родители или вольные писатели Проектов за не малый прайс…
Но если ребята писали сами- их надо, конечно, без всяких там вступительных брать в лучшие ВУЗы Лиги Плюща (что в США), или в Болонский (самый старый на планете) университет, а может даже и в МГУ!
Поэтому в свои законные Новогодне-спальные каникулы я вынужден сидеть в сети, разыскивая информацию к моим ТРЕМ проектам, изучая ее, микшируя источники, выдвигая и опровергая гипотезы, отписывая текст и оформляя презентации (ненавижу презентации, кстати!).
Фактически, мне нужно изучить АБСОЛЮТНО новую для меня тему, и написать по ней работу страниц в 50, а лучше в сто.
Кажется, что-то подобное делают студенты в Вузах России.
Только им отводится на это года четыре, а некоторым- шесть. И другой задачи у них нет.
А старшешкольникам отводится в лучшем случае полгода, и от домашних дел написание Проекта освобождения не дает.
Это, если подумать, удивительный парадокс- похоже, большинство студентов в вузах не учатся, а пинают балду, и если сделать обучение в ВУЗах столь же интенсивным, как в старших классах современных Московских школ, то можно будет ужать 4-летний бакалавриат минимум втрое!
Впрочем, я отвлекся.
Оставлю эту здравую мысль чиновникам из Минобра для подумать, и расскажу кратко о своих Проектах.
Другие статьи о моих школьных проектах→
Эта статья на Английском языке→